Нидерланды в Москве

История взаимоотношений между Россией и Нидерландами, уходит своими корнями в глубь веков. Еще в XI веке из Фрисландии в Киевскую Русь поступали различные товары, об этом мы знаем благодаря найденным фризским монетам на территории вдоль больших русских рек, где проходили торговые пути нидерландских купцов.

Во времена Ивана Грозного, в XVI веке Россией велась очень активная торговля с Нидерландами. Многие нидерландские купцы приезжали и оставались в Москве на временное или постоянное проживание. Например, в конце XVI века в Москве на Никольской улице был известен дом Яна ван де Валле. Де Валле смог добиться расположения царя и поставлял для царского двора и русской знати дорогие ткани, а также драгоценные камни и ювелирные изделия. Он был одним из самых успешных иностранных предпринимателей в России того времени.

Помимо купцов в Москву приезжали военные, ученые в различных областях и просто искатели счастья. Для того, чтобы не вызывать раздражение и недовольство местных жителей присутствием иностранцев, царь селил их в отдельный район близ устья реки Яузы, на ее правом берегу. Это район получил название «немецкая слобода». «Немецкой» ее называли не потому, что там селились исключительно выходцы из германских земель, а потому, что «немцами» на Руси называли иностранцев, не умевших говорить по-русски и только «мычавших в ответ», т. е. «немых». От этого и появилось разговорное «немцы». Есть у этого места и еще одно название – Кукуй, и происходит оно от имени ручья Кукуй, левого притока речки Чечёры, впадавшей затем в Яузу.

Однако москвичи все равно были не в восторге от иностранных соседей. Иноверцы якобы соблазняли молодежь своими порядками и модой, повышали цену на землю, и, самое главное, согласно особому разрешению, данному Иваном Грозным, они не платили торговых пошлин, но могли «курить вина» и варить пиво.  И вот согласно царскому указу от 1652 года, иностранцы, не принявшие православия, должны были разобрать и перенести свои дома на новое место и образовать иноверческое поселение на специально выделенном пустующем участке на правом берегу Яузы, в районе современной Бауманской улицы (до 1922 года она носила имя Немецкой улицы). В результате у границ Москвы сформировался самостоятельный «европейский городок».

Иностранцы строились и жили так, как это было принято у них на родине. Прямые чистые улочки, дома с остроконечными крышами, сады и палисадники. К концу XVII века в Немецкой слободе были открыты две протестантские церкви и одна кальвинистская (нидерландская) церковь, она располагалась в переулке, который была назван Голландским. Сейчас это переулок носит название Денисовского переулка, а церковь, к сожалению, сгорела.

Многие нидерландцы во второй половине XVII века жили в собственных домах в Немецкой слободе и составляли немалую часть ее населения. Они служили на поприще медицины, торговали или занимались ремеслами. Нидерландские купцы ввозили в Россию сукно, металлы, огнестрельное оружие, порох, специи, вина, предметы роскоши.

Некоторые выходцы из Нидерландов, например, промышленник и купец Андрей Виниус, принимали заметное участие в становлении русского промышленного производства. Во второй половине XVII века Виниус нашел под Тулой железную руду и начал ее обработку. Также купец Исаак Масса, живший в Москве в начале XVII века, был первым посланником Нидерландов в России. Он описал в своих мемуарах события Смутного времени и составил ряд карт города, а также карту северного побережья России.

В 1675 году в Россию прибыло большое нидерландское посольство во главе с Конрадом ван Кленком. Его принял в Кремле царь Алексей Михайлович. Во время приема нидерландцы преподнесли множество даров, которые до сих пор хранятся в музеях Кремля. Гофмейстер посольства Йохан ван Келлер остался в Москве и был назначен первым постоянным послом Нидерландов в Москве.

Также нельзя не упомянуть имя Николааса Витсена. Политик, дипломат, картограф, он впервые посетил Москву в 1664–1665 годах и стал личным другом Петра I. Иностранным потомкам он оставил множество исследований о России, он первым в Западной Европе смог дать достаточно достоверное представление об огромном Российском государстве XVII века. Нам же Витсен подсказал идею национального флага. В 1694-м по заказу Витсена для молодого царя Петра в Роттердаме был построен фрегат, украшенный бело-сине-красным флагом, очевидно, что цвета Витсен позаимствовал у национального флага Нидерландов. По свидетельству историков, с тех пор этот триколор стали появляться и на других российских кораблях, и со временем стал национальным флагом России.

В районе Немецкой слободы сохранился дом нидерландских медиков Ван дер Гульстов, который в московских легендах фигурирует как дом Анны Монс, фаворитки царя Петра I. На самом деле отец и сын Ван дер Гульсты были известными врачами в России конца XVII века, а Захарий Ван дер Гульст Младший был личным врачом царя Петра I. А жила ли там в свое время Анна Монс до сих пор достоверно не известно.

Одним из нидерландцев, который оказал большое влияние на облик Москвы, был врач и анатом, лейб-медик Петра I Николас Бидлоо. По просьбе царя он открыл первый военный госпиталь в Москве в районе Лефортово и стал его директором. Это было первое лечебное заведение европейского уровня. При госпитале был разбит большой сад лекарственных трав. С 1703 по 1705 годы Бидлоо сопровождал Петра I в его поездках по стране, а позже, вплоть до самой смерти, руководил работой госпиталя. Остатки обширного сада сохранились до сих пор в районе реки Яузы, а одна из улиц района носит название Госпитальной.

В XVII–XVIII веках в Россию пришла мода на все нидерландское. Конечно, это было влияние преобразований эпохи Петра I. Многие знатные вельможи в память об увлечении Петра I Нидерландами строили в своих усадьбах так называемые «голландские домики». Один из них, построенный графом Петром Шереметевым в 1749 году, отец которого путешествовал в Нидерланды вместе с Петром I, мы сегодня можем видеть в музее-заповеднике Кусково. Это здание, стилизованное под нидерландскую постройку XVII века, стоит на берегу небольшого пруда, где в те времена разводили карпов. Домик в Кусково выглядит очень нарядно и его венчает типичный для нидерландской архитектуры ступенчатый фронтон. Интересно, что здание не только сложено из кирпича, но и раскрашено «под кирпич». Такую моду так же ввел царь Петр I — так здания еще больше походили на любимые им нидерландские домики. В саду возле домика посажено множество тюльпанов для того, чтобы мы еще больше прочувствовали атмосферу Нидерландов. Сам домик достаточно небольшой и состоит из кухни, сеней, зала и десертной, а его интерьеры воссоздают нидерландский быт XVII–XVIII веков.

Кстати, у этого домика есть «брат-близнец» на территории Новой Москвы — в усадьбе Вороново, принадлежавшей некогда столичному градоначальнику Фёдору Ростопчину. Автор этого домика — знаменитый архитектор XVIII века Карл Бланк. К сожалению, в вороновский домик попасть на экскурсию, как например в домик в Кусково, нельзя, но зато в нём можно пожить. Дело в том, что усадьба Вороново является санаторием и здесь сдаются номера. А именно в нидерландском домике вы можете пожить в шикарных люксах.

Еще один домик, имеющий непосредственное отношение к Нидерландам Петровских времен, появился в Москве в 2013 году. В музее-заповеднике Коломенское был реконструирован нидерландский деревянный домик Петра I. Это точная полноразмерная копия домика морского кузнеца в Заандаме — городе на западе Нидерландов, куда Пётр I прибыл в августе 1697 года и где прожил восемь дней, обучаясь кораблестроению на местной верфи. Домик был подарен правительством Нидерландов в рамках года культуры «Год России в Нидерландах и Нидерландов в России» в 2013 году и добирался до Москвы в разобранном виде морем. В двух небольших комнатах восстановлен интерьер, в котором жил Петр I в Заандаме – это камин и спальное место царя.

Русско-нидерландскую архитектурную историю в Москве продолжают небоскрёбы Москва-сити. Две высотки «Москвa» (76 этажей) и «Санкт-Петербург» (65 этажей) в построенном несколько лет назад комплексе «Город Столиц» на Пресненской набережной являются детищем нидерландского архитектора Эрика ван Эгераата.

А еще в Москве еще несколько лет назад были замечательные нидерландские кафе «De Nachtwacht» на Патриарших прудах и «GIOMS» на Лесной улице. Хозяевами этих кафе были настоящие нидерландцы. По пятницам там собиралось практически всё нидерландское общество и царила поистине удивительная атмосфера нидерландского gezelligheid. К сожалению, сейчас эти кафе закрыты и там уже не поесть настоящие нидерландские блюда и не потанцевать под зажигательную нидерландскую музыку, однако, при желании, вы всегда можете найти для себя частичку Нидерландов в Москве.

Картина А.Н. Бенуа «Немецкая слобода»

Добавить комментарий