Как жители Неймегена провели собирателя пошлин

В средние века в Неймегене жил собиратель пошлин. Это был человек, который следил за взиманием пошлины с кораблей, проплывающий по реке Ваал. Пошлина была своего рода налогом, который должны были платить шкиперы кораблей, чтобы продолжить свой путь. На переправе через реку была протянута цепь, и любой, кто хотел подняться вверх или спуститься вниз по реке, должен был платить пошлину. Ее размер зависел от того, какой именно груз вез корабль. Алкоголь и соль были самыми ценными и облагались наибольшим налогом.

Собирателя пошлин, зорко следившего за процессом сбора налога, звали Дирк. Он был очень толстый и ленивый человек, с очень неприятной наружностью и характером. Он целыми днями просиживал в своем любимом баре на набережной Ваалкаде, и из окна наблюдал за приплывающими и уплывающими кораблями. Как только Дирк видел, что корабль хотел проплыть мимо, Дирк поднимал с барного стула свое обрюзгшее тело и вразвалочку шел по набережной к кораблю. Там он осматривал содержимое трюма и оценивал размер пошлины. Если он в этот день проигрывался в карты, то размер пошлины возрастал, однако, это совсем не означало, что если он выигрывал, то размер пошлины снижался… предугадать это было невозможно…

Шкиперы постепенно устали от такого непостоянства и выражали всяческое недовольство поведением Дирка. Они жаловались на него бургомистру, но не нашли понимания и поддержки. Тот факт, что подчас за два бочонка кислого вина и мешок соли нужно было заплатить заоблачные налоги, был отвергнут бургомистром как полная чушь. Шкиперы догадывались, что Дирк нечестно зарабатывал себе немалые деньги. Они ждали удобного случая, чтобы с ним поквитаться.

И случай представился раньше, чем они ожидали.

У одного шкипера и его сына (для удобства назовем их Ян и Пит) была процветающая торговля по реке Ваал между Неймегенем, Тилем и Клееф. Они возили соль и уголь в Неймеген и Клееф, а обратно из Клееф — вино. Соль была очень ценным продуктом, т.к. в средние века не было холодильных камер и соль была очень важна для рыбаков и мясников. Ее использовали как консервант для рыбы, мяса и овощей. Поэтому соль всегда облагалась наибольшим налогом нашим собирателем пошлин, ведь он прекрасно знал, что люди очень сильно зависели от нее.

Однажды, когда лодка Яна и Пита показалась в поле зрения Дирка, он довольно потер руки, предвкушая большие деньги. «Наполняй бокалы – прокричал он трактирщику – я только деньги соберу…»

И вот лодка Яна и Пита пришвартовалась на Ваалкаде. Дирк подошел вразвалочку и скомандовал: «Давайте, открывайте скорее люки, чтобы я мог оценить стоимость груза».

«Хорошо» ответили шкиперы и сбросили брезент с трюма. Дирк наклонил голову через борт корабля, но о горе! Что за тошнотворный запах ударил ему в нос! Он посмотрел, посмотрел еще и вытащил свой нос наружу.

«Я думал, что вы всегда соль и вино возите? — спросил он шкиперов. «Больше нет, ответили они, «потому что налог на соль и вино слишком высокий, мы даже на корку хлеба не зарабатываем. Теперь мы возим навоз, это выгоднее».

«Да, понятно, что за вонь, сказал Дирк, проваливайте со своей вонючей лодкой прочь из города!» И не взял с них никакой пошлины, потому что на навоз налог не распространялся, ведь люди были рады избавиться от такого вонючего добра.

На обратной дороге из Германии в этот раз у шкиперов не было с собой вина, а был уголь.

В трюм полный угля Дирк даже не заглянул, слишком было вонюче. Наш Дирк не хотел пачкать руки, поэтому взял очень маленький налог и, не проконтролировав груз, разрешил плыть дальше.

Так продолжалось несколько месяцев и Дирк стал зарабатывать все меньше и меньше, т.к. все больше шкиперов стали возить только навоз и уголь.

Дирк жаловался на свою беду сидя в своем любимом баре. Один заблудший шкипер слушал его, внимательно погрузившись взглядом в свой стакан.

«Через меня проходит только навоз и уголь. Вчера в овощной лавке я купил соленые бобы и клянусь, они на запах и на вкус были как навоз» восклицал зло Дирк. Шкипер поперхнулся своим напитком и расхохотался ему в ответ. «Это вполне может быть правдой, засранец ты эдакий! Они, конечно, возят уголь и навоз, но также и мешки с солью, и бочки с вином! Приятно дешево и беспрепятственно со стороны алчного собирателя пошлины. Во всем этом есть только один недостаток: у соли появляется запах, а винные бочки чернеют внутри от угля».

Дирк смог оценить юмор и выпил со шкипером еще не один бокал.

Собиратель пошлин усвоил свой урок и в дальнейшем обращался со шкиперами хорошо.

Но с тех пор, если в сделке есть что-то подозрительное, не чистое, то нидерландцы говорят: эта сделка с запашком. Это выражение произошло от истории про собирателя пошлин. И сами подозрительные сделки нидерландцы называют «темным» или «черным бизнесом». Это также произошло от рассказанной выше истории.

Пословицы и поговорки очень часто имеют задний фон, основанный на реальных событиях.

Добавить комментарий